Il racconto dei racconti / Сказка сказок (2015)

racconto raccontiВот уже неделю хочу поделиться я своим экстазом по поводу этого фильма, и даже пытаюсь фильтровать свои личные пристрастия именно к конкретной манере повествования и жанру, чтоб как-то вам о нем рассказать объективно, но, знаете, к черту.

Это сказка, и это главное.

В одной стране бездетные король и королева (Джон С. Райли и Сальма Хайек) соглашаются на сделку с волшебником, согласно которой король должен убить морское чудовище и добыть его сердце, а королева – съесть это сердце, непременно приготовленное служанкой девственницей. После этих ритуалов у королевы и служанки рождаются одинаковые сыновья (Кристиан и Джона Лис), которых как ни старается королева, а разлучить не может. В другой стране король (Тоби Джонс) находит забавную блоху и растит её, холит и лелеет, пока та не достигает размеров теленка. О дочери своей (Бебе Кейв) он при этом забывает напрочь, и готов отдать её замуж за первого встречного. В третьем королевстве неугомонный монарх-гедонист (Венсан Кассель) слышит прекрасную девичью песню и настырно стучится к девице в дом в полной уверенности что выглядит она так же прекрасно, как звучит. За дверью тем временем сидят две старые сестрицы и выдумывают хитрые способы не показаться королю и, кхм, остаться у него в милости.

Все это основано на собрании итальянских сказок 17 века, и основное ощущение, которое льется с экрана красивыми ручьями – это возвращение в те вечера, когда вы ребенком склонялись над магическими страницами и с придыханием читали сказки, которые при рациональном рассмотрении показались бы жуткими, абсурдными, жестокими и безрассудными. Но был в них элемент постоянства, верности себе и веры в свою магию, который убеждал что вот так и должно быть, что блоха может вырасти размером с человека, что могут у двух женщин родиться одинаковые дети, что может из дерева вдруг политься вода и мутнеть и светлеть в зависимости от судьбы героя. Страшное могло быть смешным, смешное страшным, повороты судеб – резки и непредсказуемы.

В последние несколько лет пересказов, переложений, приквелов и сиквелов сказок было дикое множество, и все они пыталить искуственно влить в оригинальные истории какую-то изюминку, что-то добавить. досказать, осовременить или стилизовать. От этого получался какой-то эффект капустника, как будто актеры собирались чтоб просто позабавиться новыми идеями, подброшенными в воздух и редко когда пойманными. Все эти искуственные красители и добавки каким-то непостижимым образом привели к тому, что никто не задумывался уже, что чтоб найти сказку, искать нужно не в добавках и красителях, а в самой сказке.

Костюмы, локации, гротекстные и прекрасные, причудливая внешность, абсурдные контрасты, все это всегда было в тексте, и в “Сказке сказок” наконец чинно сошло со страницы и вступило на экран – и атмосферно, и технично. Движение камеры то кружит голову, то гипнотизирует, а музыка Александра Депла связывает три истории в единое яркое, разве что немного (и очень даже благородно) потемневшее от времени полотно.

Если вы хотите увидеть магию, посмотрите этот фильм. Не чудо, светлое и сияющее, а именно магию, которой столько лет, что она живет в земле, углубившись корнями. Радостно знать, что она ещё есть. Страшно? – Да. Но от этого не менее радостно.

This entry was posted in о нереале, movies and tagged , , , , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s