“Бунтари” (МХТ им. А.П. Чехова)

pict

*Это даже не ревью, это три попытки рассказать о прекрасном и не задохнуться. Я вас предупредила. Возьмите меня за руку. Крепче. Начинаем.

Как-то зимним вечером прекрасная гражданка Вероника (боец невидимого фронта из предыдущего поста) обрушилась на меня с какой-то нечленораздельной речью, из которой я извлекла 2 основные мысли: гражданка Вероника сходила на спектакль “Бунтари” Александра Молочникова, и мне обязательно теперь тоже надо. Почему именно мне это надо, я понять тогда за эмоциональными нечленораздельностями не смогла, но якобы надо было очень. Поскольку я отказываю Веронике только на смертном одре… ну вы поняли.

Для тех кто не гуглил, или не увидел все те издания, где фотографию Александра стабильно ставят под заголовок “Веселый Молочников”: “Бунтари” это коктейль из трех российских компонентов, связанных общим мотивом восстания – снежных вдумчивых сияющих декабристов, народовольцев – подпольных и тихих, как ночные хищники, и прокуренных погорело-поэтичных рокеров 80-х. Все это взбалтывается, смешивается, поет, танцует, говорит, и главное – во всех комбинациях составляет невероятно гармоничные аккорды.

Для истории, да ещё о тайных революционных движениях, “Бунтари” очаровательно ироничны и веселы, со смешением стилей и во внешности, и в тексте, с гитарами и мундирами, сюртуками и роликами, которые при этом парадоксально уместны, как и “Музыкальный ринг” рядом со смотрящим на восстание Милорадовичем…

Так, нет, слишком объективно. Давайте так. Заново. Вдох, выдох.

12370950_782243131880043_8019015260234792319_o

Я очень люблю истории, которые невозможно пересказывать. Приблизительно обозначить героев ещё удается, а вот пересказывать нельзя, и в значении “сложно” и в значении “запрещено”. В первую очередь потому что рассказаны они обычно так, что любое отступление – шаг вниз с вершины, и самому стыдно нарушать магический созданный авторами и исполнителями  баланс. Такое не пересказывают, такое либо видят сами, либо нет. А во-вторую очередь – пересказать их нельзя, потому что истории эти обо всем. Собирают века, километры, сотни людей в слова, причем слова эти обычно поразительно просты. Как “может быть, в следующий раз” в “Розенкранце и Гильденстерне”. Или “и плыть нам вечно, и жить нам вечно” в “Русском ковчеге”.

Или как… может быть…

“…а сейчас мы хотим танцевать.”  

Настойчивая жажда жизни при полном осознании, что она кончится, может быть не сегодня, но кончится. Фраза-грань между вечно повторяющимся молодым безрассудством, и тянущей ностальгией… по себе самим, таким самонадеянным? Трогательная полуулыбка после произнесенного “ничему-то мы не учимся”. Или даже ор “We’re screw-ups! We were so beautiful!” с крыши, срывающимся голосом. Прошедшее время, слившееся с вечным будущим.

Стоп. Стоп ещё раз. Заново.

12374802_782240481880308_8563230596625192_o

“Бунтари” это не только глубоко личное, это ещё и полотно невероятно большое о стране, которая все пытается бежать куда-то, но умудряется спотыкаться, то о собственные шнурки, то о собственные кандалы, то о собственный чемоданчик с бомбой. И даже рок-параллель не так уж внезапна: революция у нас как во Франции, философы у нас в Швейцарии, рок-н-ролл у нас американский и британский, а получается все равно по-русски. Сапоги подгребают окровавленный снег, в рок-н-ролле зазвенит то баян, то балалайка … и повесить, опять-таки, порядочно не умеют.

На самом-то деле политико-исторический музыкальный спектакль со смешением жанров это почти что тренд: у саркатичного “Кровавого Эндрю Джексона” есть песня про рок-звезд отцов-основателей, у получившего вот-вот только сейчас Грэмми “Гамильтона” революция – это борьба иммиграционного хип-хопа с монаршим брит-попом (послушайте хотя бы последнюю, кстати, она сверкает фантастически темным юмором про “I will send a fully-armed batallion to remind you of my love” и колонизатоским “you’re my favourite subject, my sweet submissive subject, my loyal royal subject”). Да у самого же Молочникова есть кабаре о Первой мировой,  что я несу.

Но построить такую истинно русскую вечную надежду без надежды, да так чтобы два часа каждый раз этой надежде радоваться, и каждый раз падать на не зажившие ещё коленки, так чтобы весы все время качались, то к монарху, то к новым и новым бунтарям – вот в чем чудо. И от очевидности этого порочного круга, от очевидности вечного желания свободы бредущего в этом круге – комок в горле, и почему-то настойчивое желание голосить что-то нагло-радостное.

 

И последнее “стоп”. Актеры, господи, как же прекрасны все. Кроме “спасибо” даже как-то и слов нет. Так что. Спасибо.

* * *

PS кажется, может так получиться, что я пойду даже не “ещё один раз”, как грозилась, а больше, потому что спектакль этот, как все идеи, передается через масонское рукопожатие и я всех друзей по очереди буду настырно выводить в театр со словами “вот. смотри.” И вам советую.

Advertisements
This entry was posted in о театре, об историческом, theatre and tagged , , , , . Bookmark the permalink.

2 Responses to “Бунтари” (МХТ им. А.П. Чехова)

  1. Pingback: (GQ-) “Игроки” на Страстном | Трамвай "Жужжание"

  2. Pingback: Театръ: отчетъ | Трамвай "Жужжание"

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s