Год российского кино

petr

У сегодняшнего поста несколько источников вдохновения.

Первым из них стал проект журналиста Rottentomatoes и блогера Мэрайи И. Гейтс A Year With Women, когда она целый год смотрела только фильмы, поставленные женщинами-режиссерами. Во-первых оказалось, что фильмов этих гораздо больше, чем принято думать, а во-вторых что их смотрит преступно малое количество людей, по большей части из-за маркетинга или каких-то подсознательных клише. А на самом деле они более чем достойны. Меня, помимо прекрасного и идейно правильного замысла о женщинах в кинематографе, привлекла ещё и сама мысль о том чтобы вот так взяться и смотреть что-то, что обычно так нарочито не-смотрят (см. третий момент).

Вторым стал момент, когда все мы сели и прочитали указ о проведении Года российского кино. В нем, кстати, самое интересное даже не указ, в котором кроме “провести Год российского кино” мало что написано, а пояснительная записка. Про то как “…развиваясь в русле общегосударственной культурной политики, российский кинематограф все более целенаправленно следует ее главным приоритетам, транслирует их в общественное сознание, оперативно откликается на социальные запросы и вызовы времени” и про “мощное воздействие на миллионы людей”.

В меня лично такие пассажи вселяют животную панику, но раз уж год российкого кино и приказано радоваться, надо все-таки радость вывернуть так, чтоб она была полезна тебе самому, без “мощных воздействий” и других больших братьев.

Третьим стал момент, когда, начитавшись державных указов, мы как общность и я как индивид осознали, как мало мы (как общность и индивид) смотрим российского кино. То ли кино не хорошо, потому что мы не смотрим, то ли мы не смотрим, потому что кино нам не угодило. Где тут причина, а где следствие уже сложно разобраться, потому что в какой-то момент нас так или иначе попотчевали чем-то настолько невкусным, что мы перестали есть вовсе. Что, если взглянуть на дело логично – абсолютная глупость. Если я не люблю, например, рыбу, почему же я от творога стану отказываться, он-то чем виноват? Ну или от мяса? Я люблю мясо.

Я на данный момент действительно знаю очень мало людей, которые смотрят российское кино, хотя все постоянно говорят что где-то что-то кто-то какой-то абстрактный зритель какое-то там кино “…хавает”. Может быть я просто знаю не тех людей (ну или может быть если в новогоднюю неделю не показываь ничего кроме “Елок”, то люди будут смотреть “Елки”. То есть, простите, “хавать”). Но суть в том, что если сейчас кто-нибудь снимет шедевр, при упоминании ~рашки~ от него все, кроме смотрящих-по-долгу-службы и оголтелых патриотов, все равно будут воротить нос.

Мне в такой ситуации обидно даже не за униженную оскорбленную “рашку”, а за гипотетического автора, который (…гипотетически), пытался, старался, сделал, и был обруган уже просто по привычке. Или показался в Европе, там понравился, а у зрителя как-то не зарегистрировался. Тот же “Левиафан” народ смотрел чисто из вредности, ладно, а вот недавно оказалось, что большинство моих знакомых, честно вроде бы любящих кино, не видели прекрасный “Как я провел прошлым летом”. Почему? Рашка? Медведи? Снег?

Я знаю мало людей, смотрящих современное русское кино, но, что хуже, на меня нахлынуло осознание, что я и сама-то его видела только урывками. Я знаю все названия, знаю синопсисы, иногда даже списки наград знаю навскидку, но каким-то образом умудряюсь пропускать львиную долю русского кино мимо, как стоящий на берегу и наблюдающий за рекой. Кто я после этого – большой вопрос, потому что политика “не читал, но осуждаю” – это худшая из политик.

Конечно, таким экстремалом, как госпожа Гейтс я не стану, и садиться на патриотичную диету не буду (и не смогу, даже если захочу), но по максимуму сделать домашнюю работу и по возможности найти что-нибудь новое и для себя, и для окружающих я могу. Так что блог приобретет категорию “Год российского кино”, в котором я буду регулярно, и, скорее всего, крайне непрофессиональным слогом и жестами рассказывать о просмотренном.

Для большей формальности эксперимента обозначим “российским кино” именно фильмы, снятые в нашей стране с начала 90-х и до сегодняшнего дня, чтобы позлей и поактуальней.

PS. А на самом деле, главным триггером этой идеи стал мой папа, который посмотрел фильм “Географ глобус пропил” и почему-то так трогательно уцепился за него и не отпускал, пока и меня не заставил посмотреть (долго, месяцами не отпускал).  Я, хоть и не прониклась так сильно, как он хотел, от его простого энтузиазма подумала – вдруг и я за что-нибудь зацеплюсь? Мне на самом деле очень хочется за что-нибудь такое, именно отечественного производства, вот так вот крепко зацепиться. Своё же все-таки.

This entry was posted in год российского кино, отечественное and tagged . Bookmark the permalink.

2 Responses to Год российского кино

  1. Pingback: Корабли прошлых лет (2015) | Трамвай "Жужжание"

  2. Pingback: Год российского кино: полугодие первое | Трамвай "Жужжание"

Leave a Reply

