“Хармс. Мыр”, Гоголь Центр

002_03

Про спектакли вроде “Хармс. Мыр” принято писать академическим языком, перебирать литературные течения, говорить слова, которые поймут только адепты лит-крита и прожженые театралы, но я не умею, меня агитбригада вырастила, и поэтому прикидываться смысла нет.

На самом деле все, что надо знать про “Хармс. Мыр” – это очень круто и это невозможно объяснить, как, в принципе, невозможно объянить Хармса и ОБЭРИУтов. Слова влетают\вбрасываются\впрыгивают в мозг с разными звуками – звоном, грохотом, липким всплеском. Сейчас они снаружи – а миг спустя – уже у тебя в голове, что-то там вытворяют, создают свой собственный беспорядок, а вернее, свой собственный порядок.

В детстве меня убеждали что Хармс это очень весело. Ну, знаете, Плих и Плюх, Каспар Шлих, куря табак, увидал своих собак. Но даже в детстве когда Иван, как бревно, перепрыгнул болото, а пудель вприпрыжку попал на топор, сомнения начинали закрадываться. Это уже потом оказалось, что есть у Хармса кроводажные, но энергичные рассказы про падающие на головы кирпичи и откушенные уши, а затем и биография открылась – печальная и несправедливая.

“Хармс. Мыр” именно такой – фееричный, яркий, неповторимо сумасшедший, безжалостный, и при этом периодически очень печальный, причем печалью какой-то очень большой, за весь этот самый Мыр. Ну и за себя немножечко, как часть мыра и одновременно его вместилище (“я – мыр, а мыр это я”).

002_04

А ещё “Хармс. Мыр” это триумф синестезии. Впечатления перескакивают с рецепторов на рецепторы, как каучуковый мяч-прыгун и рикошетящие пули одновременно. Каучуковые рикошетящие пули-прыгуны. Если бы у текстов Хармса был цвет и звук, получались бы такие образы и такие мелодии, яркие, пятнистые, полосатые, потом вдруг внезапно до ироничного формальные. То классические дуэты, то оглушающий рок на грани индастриала.

Среди всего этого появляются и исчезают лица-костюмы-существа, то выскакивают шустро-метливо, как белки из дупла, но следуют мимо как океанский лайнер. Ностальгический застрявший между мирами профессор Трубочкин по свитой альтег-эго, и стильный радостный маньяк-садист Петя с оторванной рукой приятеля. Редакция журнала “Чиж”, слившаяся в какое-то многоголовое многоное чудовище, конвульсирующая милиция с псевдонаучными речами. Китаянка, рассказывающая про зависть Пушкина к чужой бороде. Жена профессора с множественными личностями. И, наконец, просто собака.

002_01

Сюжета в “Хармсе” вроде бы нет и не должно быть, но все связывается в общее узелковое письмо из пестрых ниток разных текстур, эдакий коллаж целеустремленного сумасшедшего с очень четким мировоззрением. Парадокс – сюжета в “Хармсе” нет, но он… есть.

Он вообще больше похож на живой организм: его не нужно объяснять, он просто существует в той форме, в которой создан, и она для него единственно правильная. Без такого текста, не родились бы такие звук, цвет и свет, а звук и цвет-свет в свою очередь вливают в слова новые смыслы. Музыка играет отдельную роль, никогда мелодия так не создавала настроение, как в сочетании с текстами Хармса, потому что дикие хаотичные тексты вроде “Истории сдыгр аппр” сами по себе можно наполнять, как вздумается.

002_02

“Хармс” ещё и колоссальная работа физически. Пластика, нагрузки и легкость с которой они подаются и принимаются – почти сюрреалистичны, действие ходит по грани с цирковым – эквилибристика, клоунада, пантомима. А речи из подвешенных-перевернутых-наклоненных состояний влияют и на сознание и на вестибулярный аппарат одновременно, как странный фантастический полет в космос.

Я уже заговариваюсь, так что вот что вам надо знать: “Хармс. Мыр” это диво. Если вы читали Хармса и хотели увидеть – увидите, если не читали, – теперь прочтете всеми органами чувств.

This entry was posted in theatre and tagged , , , , . Bookmark the permalink.

1 Response to “Хармс. Мыр”, Гоголь Центр

  1. Pingback: Театръ: отчетъ | Трамвай "Жужжание"

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s