“Мастер и Маргарита” (МХТ им. Чехова, реж. Янош Сас)

13510

Сразу оговорюсь: у этого поста слишком длинное предисловие, но без него нельзя.

Вообще рассказывать о спектакле, который спутникам пусть и понравился, но не с таким остервенением, как тебе, всегда  трудно, потому что чувствуешь себя, как такой сентиментальный дурачок. Но вот мы недавно обсуждали как раз, что иногда очень хорошо быть сентиментальным дурачком, и вообще каждое доказательство, что ты ещё не мертв внутри – это прекрасно, как те самые доказательства существования божественного.

Но сейчас даже не об этом. Знате, есть вот такие фильмы\спектакли\книги, которые попадаются тебе очень вовремя, и ты не можешь объяснить как именно это “вовремя” выражается конкретно, но они тебе вот здесь и сейчас были очень нужны? Мы пару месяцев назад стояли в квартире Булгакова (там сейчас ремонт, какие-то доски, настилы и белые стены) и смотрели на рукопись “Мастера и Маргариты”, разодранную пополам. У листов в ней неровные края рваной раны. И у меня что-то такое щелкнуло в голове, и я до сих пор не знаю что. Рядом на витрине кошмарная газетная критика, где-то ещё – отчаянное письмо советской верхушке, а тут – какая-то зияющая эта рукопись, которая своим присутствием поглощает все остальное, весь этот критический ор, и все комментирующие таблички.

master_i_margarita_chehova_-_4

Когда обсуждают “Мастера и Маргариту” всегда первым делом хватаются за Воланда и свиту, а у меня от вида этой рукописи внезапно возникло острое желание, чтобы кто-нибудь мотнул уже камеру, развернул её и сказал “вот человек, которого довели до края”, потому что пренебрегать рассказом настолько личным вдруг стало очень… страшно.

Так вот.

В “Мастере и Маргарите” Яноша Саса очень много Мастера. Начиная с открывающей сцены в метро, с нервным сковывающим тиком и заиканием, и до лунного легкого финала свободы. Даже когда о суде Пилата рассказывает Воланд, Мастер где-то рядом, наблюдает молча. И при всем следовании тексту… с варьете (которое вообще маленькое исполнение мечты из-за сверхмощного эффекта присутствия, скачущей по залу массовки и сыплющихся с потолка купюр), с квартирным вопросом, со страшными предсказаниями …нас все время возвращают туда, в палату сумасшедшего дома, к пеплу рукописи, которая так упорно не хотела гореть. В “Мастера и Маргариту” возвращают Мастера.

Три разбиваемые обычно линии – Иешуа с Пилатом, Воланда с Москвой и та-самая-авторская наконец собираются чтобы рассказывать одну общую историю, без лишних назиданий, просто как есть – о гонении, о надломе, о попытке что-то говорить среди наверное-добрых-но-испорченных людей.

Все собирается в общее, с оттенком вечности, полотно, и все в нем одинаково ценны. И на втором плане, где герои ярки, но без излишеств (Трухин! Хориняк!), и на первом, где в кои-то веки попадания происходят со снайперской меткостью. Дмитрий Назаров – замечательный в своем угрожающем спокойствии Воланд, Анатолий Белый – очень правильный и очень уютный Мастер на грани между жизнью и опустошением, Игорь Хрипунов – наконец-то тот самый Иешуа, которого хотелось видеть – без божественной отрешенности, зато в философском спокойствии, нарушаемом лишь физической болью. (Про то, как великолепен Иешуа я пыталась рассказывать пространнее, но пока что получается только жестами. Мне, наверное, нужно выждать, а пока просто знайте, что Хрипунов – это наше всё.)

pic036_2

Ну и сценография с горящим М, со столбами метрополитена, такими московскими, такими укромно-мистически-подземными и такими иногда походящими на храм с нищими у порога – чем всему этому не окончательная связующая пропитка?

Заранее предчувствуя вопросы – нет, “МиМ” не идеальный. Как поверхность стола с заусенцами по древесине. Но он оставляет гладкость деталей в пользу чего-то другого, какого-то ощущения, слишком сложного, чтобы его укладывать в одно или несколько слов, но необходимого и достаточного.

Бывают люди, которых ты встречаешь, и кажется, что вы друг друга знали уже давно, а бывают спектакли. “Мастер и Маргарита” – один из них.

This entry was posted in о нереале, о театре, о хорошем, theatre and tagged , , , , , , . Bookmark the permalink.

1 Response to “Мастер и Маргарита” (МХТ им. Чехова, реж. Янош Сас)

  1. Pingback: Театръ: отчетъ | Трамвай "Жужжание"

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s