Год Российского кино. Пост 1.

Я затянула с регулярными постами, потому что две недели кряду жизнь поглощала меня, но вот, наконец, появилось свободное время, и можно рассказать о том, как я смотрю российское кино.

За последние три недели (на самом деле за первую из них, после которой наступил апокалипсис), я посмотрела 4 фильма, которые мне принесли самые разные оттенки радости.

g_977_big_02

Начну, наверное, с самого сложного для восприятия, “977” Николая Хомерики. В небогато выглядящем НИИ изобретают прибор, который замеряет у человека уровень какой-то энергии, индивидуальный для каждого. Что этот показатель означает, не знает никто, но знают его максимальное значение – 977. Для работы над этой темой в НИИ прибывает кандидат наук Иван (Федор Лавров) и ставит эксперименты над добровольцами, параллельно барахтаясь в жизни сотрудников. Все, конечно же, не без намеков на то, что измеряют они что-то эзотерически эфемерное, вроде человеческой души.

Вот тут Роман Волобуев очень правильно говорит о тарковщине и невербальности впечатлений, и мне как-то даже стыдно, что я сама вербально эту невербальность никому до сих пор объяснить не смогла. Тарковщина, конечно же, в “977” присутствует, и в призрачной женщине, и в растущих вокруг НИИ кустах, но она от своей тарков.. ще.. вости? тарковскости? тарковливости… довольно легко отслаивается, потому что ощущения у фильма очень камерные. Камерные даже не в плане пространства, а в плане существования в своем пузыре со своей атмосферой. Тем более легкая неуклюжесть местных машин и трогательная нелепость местных “жителей” ни в какой тарковщине случиться не могла бы. Да и вообще замучали фамилию почем зря, а кино на самом деле самобытное и знакомиться с ним приятно, как с новым человеком. Если вас тянет на артхаус и долгое созерцание без конкретных ответов – вам сюда. Лавров, кстати, тут ещё и композитор и очень здорово играет на рояле.

screenshot_0

Вторым фильмом стал феноменальный эпик “Пельмени” (на википедии он называется “Dumpling brothers”, что ещё мощнее) о том, как братья (гоп-виолончелист и бизнесмен-гей) советуют маме лепить пельмени, чтоб отвлечься от мыслей о смерти мужа. А потом, когда эти пельмени уже копятся тоннами, как в сказке про “горшочек-не-вари”, пытаются как-то от них избавиться и при этом маму не обидеть.

Я все хотела сказать, что абсурдная комедия жива, но теперь замерцало у меня в сознании, что хоронить в лесу мешки с мамиными пельменями, пока где-то в том же лесу бродит маньяк-гомофоб, это не столько комедия, сколько кафкианский кошмар. Тем не менее “Пельмени” это иногда все-таки очень смешно (когда не страшно и не озадачивает). Главное, конечно, не спрашивать о мотивации, потому что логика кошмара действует вовсю, а кошмар с пельменями – это кошмар в квадрате. Режиссер фильма – Геннадий Островский, сценарист “Любовника”, “Бедных родственников” и “В движении”. У меня со всеми тремя фильмами сложные отношения, но “Пельмени” в этом случае оказались вотэтоповоротом, потому что динамика абсолютно полярная, никаких вдумчивых мужских печалей, только ад, мама и гей-бар. Кстати о. Один Ланд Байрон (из “Интернов”, да) здесь прелестен. Ну и Тимофей Трибунцев напалмом жжет, хотя он в контексте ада, насколько я видела, все время жжет (как я жду “Монаха и беса”, кажется, уже все в курсе).

garpastum.2005.dvdrip.745mb.by.riperrr.avi_004307320

Дальше был “Garpastum” Германа младшего о компании молодых людей, которые любят играть в футбол и хотят построить стадион, вот только живут они в эпоху Первой мировой. Получиться из этого могло бы что-то слезливое “про мужскую дружбу”, если бы все мальчишки не были самодостаточны и интересны настолько, что вроде бы второстепенный воспитанный дедом еврейский паренек подчас затмевает статный дуэт двигающих сюжет братьев. Вокруг при этом тихонько живет Серебряный век, вплывающий то внезапным Гошей Гуценко в роли Блока (!), то неназванным Вертинским, и все это фантастически красиво и фантастически грустно, как альбом со старыми фотографиями. И вот уж как я не люблю изображающую старину сепию, а тут она в сочетании с петербургским туманом мастерски верна. Сами посмотрите.

garpastum.2005.dvdrip.745mb.by.riperrr.avi_003449960

garpastum.2005.dvdrip.745mb.by.riperrr.avi_004712800

garpastum.2005.dvdrip.745mb.by.riperrr.avi_004953120

Ну и, конечно, есть у нас в подборке женщина-режиссер, иначе как же ж. Я взялась за раннюю Меликян и закрыла наконец (осторожно, слово-паразит!) гештальт: “Русалка”. Все как мы любим: магический реализм, девочка у которой не особо складывается жизнь, но она умеет очень сильно загадывать желания, так что они сбываются. А ещё она устроилась уборщицей к суицидальному мужчине, продающему участки на Луне.

Rusalka.2007.DVDRip.avi_005083200

Меликян опять же очень забавная, подчас едкая, но при этом очень трогательная и… чуткая по отношению к своей героине, со всеми её причудами и ошибками. И как всегда герои её в глубине – люди хорошие, пусть и делающие друг другу больно. В этой простоте и доброте есть колоссальная ценность, потому что философия “все люди плохие” так же верна, как “все люди хорошие”, только о первой говорить модно и удобно, а о второй все как-то стесняются, боясь показаться сентиментальными. Меликян доказывает, что говорить об этом можно, причем с иронией и без розовой пены. Спасибо ей.

This entry was posted in год российского кино, кровавая банька, о драмах, о женском, о фантастическом, Uncategorized and tagged , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s