Открытая лекция: Роднянский, Мизгирев, “Дуэлянт”

621175

Вчера ходили мы на public-talk, открытую лекцию, зовите как угодно, которая из всех открытых лекций меня, наверное, порадовала больше всего, хотя порадовала даже не совсем корректное слово. Душа у меня как-то на ней согрелась, вот.

Посвящена она была грядущему выходу фильма “Дуэлянт” Алексея Мизгирева, присутствовали, собственно, сам Мизгирев и продюсер Александр Роднянский. Курировал, как полагается на лекциях Московской школы кино Всеволод Коршунов.

Понятно, что интерес у меня был прежде всего зрительский, потому что к профессиональной сфере я не отношусь ни с той (производственной), ни с этой (формальная критика-пресса) стороны, и вот как зритель (а мне нравится думать, что зритель я все-таки с чувством собственного достоинства и хоть каким-то вкусом) я радовалась невероятно, потому что господа Мизгирев и Роднянский  своего зрителя уважают, и не стремятся от него отстраниться. Роднянский – это вообще нечто прекрасное. Я, переварив за 12 часов, осознала, что у него манера общаться с залом очень западная – когда беседа при всей профессиональности умудряется быть крайне уютной и без ноток превосходства (избегала я все слова casual, но оно в этом случае самое точное).

Ну да давайте лучше об увиденном и о “Дуэлянте”, собственно.

Дуэлянт – Трейлер (2016) [720p].mp4_000082083

Потому что если общение с создателями меня просто порадовало и согрело, то сам “Дуэлянт”, которого я и раньше ждала, теперь у меня вызывает дрожь предвкушения. Собственно, пока Гай Ричи делает ироничного Холмса, а остальной мир пытается запускать-перезапускать фэнтези и колдунства, я все питала надежду, что кто-нибудь снимет уже нормальное викторианское фэнтези(-мистику-экшн), рассчитанное не на детей, и с интересными людьми в тексте. Были, правда, мэшапы по Сету Грэму Смиту, но про “Линкольна” со мной никто не говорит, а “Гордость и предубеждение” – вообще какая-то беда. Плюс мэшап это, конечно, замечательно, но хочется чего-то свежего, с чистого листа, из авторской души выцарапанное. То, что фэнтези это может быть не при Виктории, а при государе нашем Александре II, как-то мне в голову не приходило, что (при любви наших классиков к чертовщине) для меня самой теперь удивительно. В общем, как говорится в интернетах, “я не знал, что я этого хотел”.

Не говоря уже о том, что режиссер авторского вроде бы кино снимает нам блокбастер. Это праздник. Если вы не ощущаете, почему именно это праздник, информирую вас, что Мизгирев с Роднянским каждый раз в разговоре о фильме хором упоминают, что история-аттракцион теряет ценность в тот момент, когда перестает интересоваться людьми. Люди  и авторский подход в этой истории крайне важны (“авторское кино работает с людьми, массовое\блокбастеры – с ситуациями”). Ещё я схватилась обеими руками за фразу Мизгирева о том, что зритель должен полюбить героя, и это не значит с героем соглашаться. Герой может быть ужасным человеком, но при этом зрителю импонировать. Так что нам обещают что-то в достаточной степени morally grey, и одно это уже меня тянет в кинотеатр, а дополняет это  произносимое Роднянским со знающей полуулыбкой “авторское кино отличается от массового тем, что герои знают, что могут заболеть и умереть”. В общем, будут люди, плоть и кровь, ура.

-Дуэлянт-- второй трейлер [720p].mp4_000052166

Ну да хватит абстракций, давайте лучше поговорим о том, что конкретно нам показали.

Во-первых продемонстрировали нам открывающую сцену, которую уже успели перевести в IMAX формат (сейчас фильм как раз конвертируют), и ниточки на костюмах рассматривать чрезвычайно приятно, так же как приятно рассматривать реконструированные пистолеты. Камера при этом оставляет за собой право пошатываться и принимать какие-то очень уютные невыхолощенные углы, так что романтизировать 19 век, слава богу, никто не собирается. Плясок хоум-видео из “Больницы Никербокер”, конечно, не будет, но “обожемой аристократия чистота-бантики-цветочки” – это не про “Дуэлянта”.

Чистоты, может быть, и не предвидится (есть там замечательные кадры, где целая улица залита таким богатым живописным дерьмищем, что опять же викторианские драмы завидуют), но вот красота будет, и будет её много. Количество CGI в фильме колоссальное, и, как для того же “Шерлока Холмса” рисовали Лондон, для “Дуэлянта” нарисовали очень много Петербурга, причем смотрится он не менее органично. Концепт-арт выглядит прекрасно, видео по трансформации концептов при переносе на экран – информативно и продуктивно. Давно у меня не было настолько сильного ощущения, что люди а) делают колоссальную работу, б) делают её с удовольствием.

Дуэлянт – Трейлер (2016) [720p].mp4_000070166

По поводу Петербурга были и курьезные истории, например то, что прямо перед съемками Казанский собор решили почистить и пескоструйкой смыли с него всю необходимую фактуру, грязь и старину, так что пришлось отказаться от съемок на локации, строить в павильоне торговые ряды и добавлять CGI-архитектуру.

(Кстати Питер 19 века обещали и в неком грядущем психологическом триллере, чему я несказанно рада. Локация же сама по себе восхитительная, а петербургский психологический триллер в принципе – золотая тема, которую надо только немного оживить, немного смыв с неё надоевшую сепию.)

Из не-IMAX показали нам ещё и первые 8 минут фильма, из которых помимо открывающей сцены-характеристики (с бонусным Игорем Хрипуновым, god bless) есть и продолжающееся интро, где у главного героя оказывается помощник-немец, ищущий дуэлянту-Яковлеву клиентов. С помощником тот общается достаточно пренебрежительно, мрачным тоном Эдмона Дантеса, но при этом считается, как с агентом. Динамика очень приятная, вроде бы и классическая, но обещающая повороты, потому что кто из них наниматель, а кто – исполнитель они, похоже, сами не уверены. Есть ещё и сцена общения Яковлева с властями, в которой та самая серая мораль уже начинает просачиваться, а сделки и подкупы появляются уже на этой стадии. Все это – в характерных декорациях и скорректированных цветах дорогого кино, но при этом выразительные игры с раскадровкой уже имеют место, так что слияние “авторское-массовое” чувствуется и как минимум вызывает любопытство.

Дуэлянт – Трейлер (2016) [720p].mp4_000091708

В общем, я потираю руки, как муха, и с нетерпением жду конца сентября, когда все это великолепие обрушится на нас в полной версии (потому что после 8 минут ты и правда сидишь и жалостливо говоришь “…а ещё?”).

ПС. Из вещей косвенных, хотела ещё сказать, как приятен оказался Роднянский своей корректностью по отношению к коллегам, вне зависимости от качества продукта или кассового успеха, будь то обсуждение провала “Бена Гура” в Америке и адского треша Сарика Андреасяна и медведя с пулеметом. Спровоцировать Роднянского на негативные ремарки, похоже, нельзя, что мне очень импонирует. При этом он ещё и умудряется критиковать себя (уж вот на фоне Сарика-то, Александр, не надо). Например, как причастного к созданию ситуации, в которой зритель перестал доверять российскому кино. Важно в этом даже не осознание того, что зритель не хочет, а утверждение о том, что теперь зрителя надо переубеждать. А главное – очевидность того, что Роднянский и Мизгирев готовы над этим работать и делать, простите за выражение, качественный продукт.

Я очень надеюсь, что зритель переубедится, потому что от всего увиденного материала основная эмоция у меня – “shut up and take my money”.

ППС и как всегда посылаю сердечки бохине Веронике за возможность встречаться с прекрасным.

This entry was posted in год российского кино, о нереале, об историческом, отечественное, events and tagged , , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s