Дуэлянт (2016)

577cf31e-c438-33d8-c438-33d796759066-photo-0

Молчаливый дворянин Яковлев (Петр Федоров) посещает дуэли в качестве замены одного из оппонентов, убивает людей с точностью машины, а потом получает за это деньги, которые его антрепренер-немец с довольным лицом складывает в саквояжик. Собрать ему нужно сто тысяч, чтобы дать взятку властям и вернуть дворянский титул некоему загадочному господину Колочеву, который изволил преставиться и теперь оставил за собой все эти бюрократические проблемы.

Тем временем задорный любимец высшего света граф Беклемишев (Владимир Машков) творит какие-то финансовые махинации по всему Петербургу, в которые тихонечко начинает впутываться и Яковлев (с его меткостью и мистическим везением он ведь не столько дуэлист, сколько киллер). Все больше и больше персонажей начинает стягиваться к Беклемишеву, как к гравитационному центру, офицеры, должники, князья и прекрасные дамы, и теперь Яковлеву нужно как-то выкарабкаться из паутины, отдать дань усопшим, и не дать в обиду невиновных.

Я не буду вас уговаривать посмотреть “Дуэлянта”, потому что и постер у него настолько красивый, и два трейлера настолько эстетичные и завораживающие, что если вас не потянуло хотя бы узнать что скрывается за такой прекрасной обложкой, то ладно уж.Я лучше просто расскажу, а вы уж дальше сами как-нибудь, по зову совести или здорового любопытства, смотря что у вас легче отвечает на подобные позывы.

Что нужно знать в первую очередь: “Дуэлянт” – кино действительно авторское, просто с большим (бОльшим?) бюджетом. В среднем блокбастере, пусть даже и историческом, такой красоты, как здесь у Осадчего вам никто не предложит. Не будут разговаривать тени, зеркала, не будут так играть свет и цвет. Да и, если уж честно, блокбастером “Дуэлянта” можно назвать разве что за масштабную промо-кампанию, потому что на деле это высокобюджетный нуар, в который ножом вонзилось вдруг дворянское понятие чести (или понятие дворянской чести, как вам больше нравится). Менее мрачным, темным и комнатно-переулочным он от этой чести, слава богу, не становится. А Петербург для исторического нуара – идеальное место: под ногами грязь, дождь льет завесой, дни коротки, ночи темны, на фоне классическая литература где-то бродит с топором в петельке.

1506161117153

Получается эстетически идеальное кино с красивой мистикой, не превращающейся в фэнтези, криминалом не превращающимся в грязь и стилизацией с историзмами от которых не пахнет ни пластиком, ни нафталином. Костюмы, как и должно быть в такой ситуации, иногда нарочито выбиваются из эпохи, а иногда её приближают так, что не налюбуешься. Музыка Вдовина то дает классический саундтрек, то подливает электроники. Дома специально состарены, даже те, что в 19 веке должны быть новыми. Делается все это сознательно, потому что “Дуэлянт”, конечно же, красивая фантазия на тему времени и его идеалов (или идеалов, которые мы привыкли ему приписывать).

Что до идеалов и чести – такой красоты и развлекательности от дуэлей мы и ждали. Разновидностей поединков тут будет масса, да ещё и с плот-твистами, а антураж украсят разные виды огнестрельного оружия с ухищрениями. (Главное чудо техники будет, на самом деле, не пистолеты, а велосипед из трейлера, на котором радостно катается Машков.)

shotimg65986_1

Да и вообще, дьявол в деталях. Меня, например, очаровала массовая билингвальность дворянства, и то, что Петербург довольно густо заселен иностранцами. Шарм от этого иногда получается почти книжный, со сносками.

А что самое интересное, на фоне потуг делать русское супергеройское кино, Яковлев в своем этом черном сюртуке смотрится гораздо более мифически и супергеройски, как какой-нибудь Брюс Уэйн с литературным флером. У него даже свой Альфред есть.

Само слово “флер” тут тянет подставлять так же, как тянет вместо обычно ассоциирующегося с  тем же нуаром англоязычного “pulp” использовать элегантное променадного оттенка словечко “бульварный” (утащила слово у Веронки, но точней я не скажу, потому что идеально же). Бульварный в лучшем из смыслов, потому что таких красивых интриг себе пока что в кино масштаба IMAX-и-около у нас никто не позволял.

Так что вопрос сейчас даже не в том, идти или не идти смотреть какое-то разрекламированное кино про 19 век. Вопрос в том, идти ли смотреть кардинально новое технически, невероятно красивое авторское кино (!) с большим бюджетом, или скорчить кислую мину и пропустить действительно замечательное событие. Вот, собственно, и все.

621172

PS. Ложечка дегтя в ваш pinot noir. В “Дуэлянте” есть одна вещь, которая меня ударила ножом в спину, и я на неё обижена. Княжна Марфа и её линия это печаль. Пик этой печали придется на одну сцену, и я даже бы с любым другим фильмом просто бы разозлилась, но тут остальные достоинства хоть как-то вытягивают общее впечатление. Хотя обидно, и за то, что женщин мы так и не можем нормально снимать, и за то, что нечто настолько прекрасное получилось вот с таким пятном.

This entry was posted in год российского кино, movies and tagged , , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s