Dunkirk (2017)

maxresdefault

От меня все ждут какой-то реакции на “Дюнкерк” Нолана, да я и сама ее, если честно ждала, поэтому расскажу, что мне понравилось, почему это и правда очень хорошее кино, почему его надо посмотреть, даже если вы не любите Нолана (как, например, я), ну и вообще, надо как-то подать голос. Посмотрела я его два раза, так что мнение верифицировано.

Это и правда Нолан, но основная его нолановость осталась а) в структуре, б) в, пожалуй одном пафосном моменте. Обе эти вещи в мгновение ока искупаются остальным фильмом, который, пусть и очень Нолановский, но при этом очень не-Нолановский. Я в какой-то момент подумала “наконец-то он снял что-то чистое”, и я не могу точно объяснить, что имело в виду мое сознание, но мне нужно это записать именно так. Это Нолан, который как будто наконец осознал, что иногда нужно помолчать.

Про, собственно структуру: таймлайны опять использованы, чтобы ими играть, но в кои-то веки это не примочка, а действительно хорошее выразительное средство. Фильм задает три сюжетные линии, идущие, соответственно, неделю, день и час, и сходящиеся в одной финальной точке. Нужно это не для того, чтобы у зрителя сломался мозг, а для того, чтобы пружина должным образом сжалась, а навязчивый – но тоже нужный, ни на секунду не избыточный – звук тикающего хронометра со звуковой дорожки перешел в подсознание. Ощущение спешки в маленькой истории на фоне большой, поворачивающейся медленно, как кит, операции. Множество маленьких людей в одном большом потоке.

У нас есть три точки зрения – с берега, с моря и с воздуха. А еще у нас есть Хойте ван Хойтема, чтоб эти точки зрения были максимально красивыми и выразительными. Для фильма, где первые минут двадцать один из главных героев не говорит, качественное визуальное повествование жизненно необходимо, и в “Дюнкерке” оно правда поразительное. Насколько там точный выбор планов, даже просто между общим и средним, насколько спокойная там камера и по динамике и по цветам (потому что страшное можно снимать только спокойно), насколько эстетично можно снимать страшное, не смакуя… в общем там много разных “насколько”.

У нас есть даже Циммер, который опять ресайклит себя, но зато принес новые очень крутые сэмплы того же хронометра и звука пикирующего самолета. Он, как и Нолан, принес в этот фильм какое-то свое better self.

Нолан же вообще умеет собирать команды. То, как прекрасны в “Дюнкерке” актеры, я словами не опишу, но про Харди и Мерфи я должна сказать, потому что они невероятной мощи исполнители. У Мерфи со сути дела второй план, но он там так, простигосподи, сидит и молчит, что тебе и тревожно, и страшно, и больно. У Харди, который опять половину фильма проводит с закрытым лицом, есть одна сцена, где он принимает важное решение, и у него что-то фантастичекое происходит, что-то вдруг меняется в глазах (а видно там в тот момент только глаза), что ты понимаешь все. Он не переигрывает, не зажмуривается драматично, ничего такого. Он просто, моргает, переходит из состояния сомнения в состояние решения, и это, черт возьми, видно. До чего же сильно, друзья, до чего ж это прекрасно. Опять же Брана. Опять же… в общем, опять же.

Про, собственно, пафос: пафос есть, но мало. Он даже не размазан по фильму. Он есть один раз. Сами найдете. Самое драгоценное, что есть в “Дюнкерке” – это последний кадр, и он весь пафос, какой только можно, снимает одним аккуратным щелчком. Это очень сильно, это талантливо, это мудро, и я им довольна, возможно, даже больше чем всеми красотами, структурами и настроенной полифонией. Потому что в этом последнем кадре есть что-то невероятно авторски зрелое, но при этом донельзя пронзительное.

Меня еще очень впечатлило то, что на протяжении всего фильма не появляется ни одного немца (с именем, или хотя бы лицом). Это история замкнутая на себе, но осознании себя в войне, и конкретный враг эту капсулу самоощущения бы нарушил в момент. Что касается того, что военный фильм об эвакуации – это замечательно, уже говорили до меня, и я подтверждаю. Вообще кино о том, что жизнь это важно, и что она даже в царстве смерти как-нибудь да пробьется. И все это – простыми словами, слава богу. Хорошее, короче говоря, кино. Смотрите.

This entry was posted in о военном, о хорошем, movies. Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s